Сборник руководств Группы по практике аудитирования
Представление «Группы по практике проведения аудита на соответствие ИСО 9001»
Группа по практике проведения аудита на соответствие ИСО 9001 (ISO 9001 Auditing Practices Group) является неформальной группой экспертов, аудиторов и практиков по системам менеджмента качества (СМК), сформированной из членов Технического комитета 176 «Менеджмент качества и гарантирование качества»ИСО (ИСО/TК 176) и Международного аккредитационного форума (IAF).
Необходимость двухступенчатого подхода к проведению аудита
Проведение аудита на соответствие требованиям ИСО 9001 требует, чтобы аудиторы обладали хорошим пониманием системы менеджмента качества (СМК) аудитируемой организации и характера ее бизнеса. Вот почему для организации полезно, чтобы ее посетили до сертификационного аудита, и чтобы была проведена 1-я ступень аудита.
Аудит постоянного улучшения
1. Сколько улучшения «достаточно»?
Следует подчеркнуть, что требование постоянного улучшения в ИСО 9001 относится к постоянному повышению результативности СМК.
Аудит «компетентности» и «результативности предпринятых действий»
Нижеследующая информация предоставлена, чтобы облегчить понимание аудиторами, выполняющими сертификационные аудиты, требований раздела 6.2.2 ИСО 9001 относительно «компетентности» и «результативности предпринятых действий».
Эти требования обычно аудитируются в ходе аудита процесса создания продукции, а не сами по себе. Однако признается, что некоторые организации будут иметь отдельные процессы по управлению человеческими ресурсами, где может быть найдено большинство необходимых свидетельств.
Связывание аудита отдельной задачи, деятельности или процесса с аудитом системы в целом
Аудитору не следует упускать из виду общее направление аудита и отвлекаться на излишние детали. Важно, чтобы аудитор держал под пристальным взглядом информацию, предоставленную аудитируемой организацией в руководстве по качеству или документации, где она определила взаимодействие процессов. Интервью следует проводить таким образом, чтобы аудитор мог установить «входы» и «выходы» аудитируемых процессов. Следует обеспечивать, чтобы аудитор, держа в уме карту процессов аудитируемой организации, был способен в любое время установить важность процесса, который он аудитирует, и, следовательно, был способен держать в поле зрения общее направление аудита. Это также поможет аудитору понять связь между процессами.
Как аудитировать процессы высшего руководства
Признавая, что аудитирование высшего руководства является чувствительным вопросом, настоящий документ содержит руководящие указания по проведению этого вида аудитирования.
Аудиторам следует вовлекать высшее руководство в аудит, т.е. приглашать его на вступительное и заключительное совещания, выделять в плане аудита достаточно времени для интервьюирования высших руководителей, обсуждать непосредственно с ними результаты аудита, искать свидетельства выполнения их обязательств и т.д. Важно перенести фокус внимания от менеджера качества на высшее руководство организации.
Аудитирование требований, применяемых «где это уместно»
Аудитируемой организации следует определить применение требований ИСО 9001 «где это уместно», если это будет влиять на ее способность удовлетворять требования потребителей. (Может быть полезным напомнить аудитируемой организации положение подраздела 1.1 ИСО 9001:2000 «… когда организация: a) нуждается в демонстрации своей способности постоянно поставлять продукцию, которая отвечает требованиям потребителя и соответствующим законодательным и нормативным требованиям».)
- Роль и ценность контрольного перечня вопросов по аудиту (чек-листа)
- Аудитирование процессов обратной связи от потребителя
- Демонстрирование соответствия стандарту («Проведение аудита по разделам стандарта» или «Проведение аудита по процессам аудитируемой организации»)
- Установление «применимых/ уместных» процессов